Проекты
Проект "Дорога памяти "Осипкин Григорий Макарович"
07.05.2020
«Российский
офицер – это определение особой породы людей».
Из кодекса чести
российского офицера.
Вот и приблизился
этот светлый, великий праздник « Со
слезами на глазах!» - 75 лет Великой
Победы!
Как заведующая школьным музеем, как
потомок тех удивительных людей, с погонами и без, которые приближали этот день,
хочу сказать: «Простите нас за то, что не сможем, именно 9 мая, отметить и еще
раз воспеть вашу славу, на подобающем уровне почтить вашу память, но мы
обязательно сделаем это вместе со всей страной в установленную дату».
Перед каждым преклоняем колена! Помним, любим,
скорбим, чтим! Невозможно даже представить, через что Вам пришлось пройти ради
мирного неба над нашими головами, ради улыбок любимых и звонкого смеха наших
детей, ради нашей свободы. За плечами у вас ровно 1418 дней и ночей,
преисполненных страхом, горем, болью и страданием. Бессчётное количество раз Вы
преодолевали себя, делали то, что и вовсе казалось невозможным. Я обращаюсь со
словами благодарности к старшему
поколению, вынесшему на своих плечах всю тяжесть войны. Для нас вы всегда будете примером беззаветной
любви и преданности своему народу, своему Отечеству. Именем одного из них,
Осипкина Григория Макаровича, учениками, родителями было выдвинуто предложение назвать школьный
музей.
Родился
в маленькой деревушке Дубровинка Шегарского района, Томской области 8 февраля
1918 года. Семьёй в 10 человек жили в маленькой землянке. Григорий с
отцом-инвалидом, зарабатывал на подённых работах у зажиточных селян, чтобы
прокормить семью. Зимой в лаптях ходил в соседнюю деревню в школу. Нищета,
голод, холод. Это детство.
В 1937 году поступил в Самуськовское речное
училище, получил специальность механика. Деньги посылал семье.
В
1939 году по призыву Комсомола Григорий Макарович едет добровольцем на Дальний
восток. Именно там японцы уже неоднократно вторгались на территорию Советского
Союза. Он едет на войну, ведь именно Япония представляла в то время реальную
угрозу для СССР. Войны с Германией тогда ещё не ожидали. В районе озера Хасан
рядовой Осипкин Г.М. с друзьями
границы. Там и застал его 1941 год.
Война.
Осипкин
Григорий Макарович, как и другие его товарищи, неоднократно писал рапорт с
просьбой отправить его на фронт, на передовую. Но…
Нельзя
было оголять дальневосточные рубежи. Их необходимо было укреплять и охранять.
Такова была миссия резервных войск. История не раз показывала: Япония – очень
сильный и коварный враг.
Сейчас
тоже находятся люди, не очень далёкие от истории, которые с некоторым
высокомерием относятся к резервным войскам.
«Отсиделся в резерве…». В резерве не отсиживаются!!! Историки
утверждают, что если бы не мощные дальневосточные рубежи, война бы могла пойти совсем
по другому сценарию. Двойного удара с Запада и с Востока Советский Союз бы не
выдержал. Но это моё личное отступление.
С 3
июля 1945 года по 3 сентября 1945года Осипкин Григорий Макарович – участник
войны с Японией на 2-ом Дальневосточном фронте. Он курсант командно-артиллерийского
училища, лейтенант.
Победой над Японией война не закончилась. Дальневосточные границы по – прежнему
нуждались в бдительной охране. Григорий Макарович продолжил службу. Он служил
на Камчатке, Чукотке, Иркутске.
В
1951 году Григорий Макарович оканчивает
вечерний университет марксизма-ленинизма при Иркутском окружном Доме
офицеров. Теперь он старший лейтенант, секретарь партбюро. Комиссар. Во все
времена это должность особая. Обязанность комиссара – поддерживать, закалять
боевой дух солдат, повышать их политический уровень. А для этого надо было
самому соответствовать самой высокой моральной, человеческой планке.
В январе 1951 года в звании капитана
переведён в город Кызил Тувинская
автономная область на должность инструктора политотдела. В октябре 1955 году уволен в запас.
16
лет Григорий Макарович прослужил в Вооружённых силах СССР. В кодексе Чести офицера говорится: «Звание даётся офицеру на всю жизнь». Всю свою жизнь Осипкин
Григорий Макарович выстраивал по этому Кодексу.
1957 год, село Чердаты Зырянского района
Томской области. К этому времени в семье уже трое детей. Задачи ставятся точно,
по-армейски. Время сжимается, как пружина. Необходимо навёрстывать упущенное.
1958 год – экстерном заканчивает Чердатскую
среднюю школу.
1959 год – поступает и в 1963 году
оканчивает Заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС города Москва. Вместе с
дипломом получает звание майора. Всё это время работает инструктором райкома
партии. А в 1964 году в Чердатской школе появляется новый учитель по
обществоведению. В гимнастёрке, хромовых сапогах, с армейской выправкой, таким
в то время запомнили его многие: ученики, родители, коллеги, друзья. Его уроки были не школярские, а интересные и
поучительные, заставляли задумываться, размышлять. И опять он на своём посту.
Офицер. Комиссар.
В 1966 году семья переезжает в рабочий
посёлок Комсомольск, Первомайского района, Томской области. Здесь Григорий
Макарович – директор большой школы. И снова напряжённый армейский ритм жизни. В
школе, в активно бурлящей в то время жизни одного из крупнейших леспромхозов Советского
Союза.
6 лет – бессменный Председатель Совета
ветеранов, организатор хора ветеранов.
И…вечный бой! Бой с хамством, беззаконием,
несправедливостью.
К нему постоянно обращались за помощью, советом, подсказкой и он никогда никому
не отказывал. Звонил во все колокола, писал в газеты, осаждал райком партии. И
обязательно помогал.
Из
воспоминаний его детей: «Ему хотелось во всём гармонии. Любил лес с его
красотой, ягодой, грибами. Знал самые затаённые его места. Любил
сладкоголосый баян. Самостоятельно без знания нот, научился подбирать мелодии и
играть на нём. Специалисты говорили про него: «отличный слухач». Постоянно работал над самообразованием. Ни дня без книги - таков был его девиз. До
последнего дня жизни читал. Читал много, аналитически, с пометками на
полях. Много времени и любви отдавал
пчеловодству».
Материальных благ Александра Герасимовна и
Григорий Макарович Осипкины не нажили, но истинным их богатством стали дети,
внуки, правнуки. Исследуя со школьниками, активистами музея страницы из жизни Григория
Макаровича, собрав достоверный материал о его детях, внуках мы приходим к
выводу: потомки Осипкиных оставили свои
яркие следы в медицине, педагогике, юриспруденции, в рабочих профессиях. Они с
генами впитали в себя душевную широту, горячие сердца, трудолюбие и
незапятнанную честь своих предков. Майор
Осипкин с гордостью и достоинством мог бы сказать сейчас «Честь имею!».
Умер: 15.01.1994
НАГРАЖДЁН ОРДЕНАМИ:
«КРАСНАЯ
ЗВЕЗДА», «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 2-ой СТЕПЕНИ».
МЕДАЛЯМИ:
«ЗА
БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ», «ЗА ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ ЗЕМЕЛЬ», «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД».
Руководитель Комсомольского школьного музея:
Вышегородцева Надежда Антоновна.
ДОРОГА ПАМЯТИ "ЛОЖКИН ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ"
07.05.2020
Память о
войне, её не сотрёшь с годами. День Победы по праву является самой яркой,
торжественной и трогательной страницей в истории нашего Отечества. Это
священный и истинно всенародный праздник, символизирующий огромное мужество и
непоколебимую волю нашего народа. Нам нельзя забывать о событиях тех времён.
Это наша история, наше прошлое. Это дань благодарности тем, кто погиб в годы
Великой Отечественной войны. Это дата, которая объединяет всех живых и
погибших. Это память о каждом солдате,
защищавшем Родину. А слова «Никто не забыт и ничто не забыто» становятся
символом этого дня – Великого дня Победы. Собирая материал к 75-летию Победы,
нам хочется с помощью средств массовой информации, интернета, различных групп,
поделиться страницами из истории жизни замечательных
людей, которые жили среди нас, это ветераны войны, ветераны труда. Ибо пока мы
помним о них – они с нами. Сегодня мы с ребятами, активистами музея расскажем
вам еще об одном ветеране, участнике Великой Отечественной войны – Ложкине Павле Степановиче.
В деревне
Ново – Николаевка, Томской области 19 ноября 1919 года родился Ложкин Павел
Степанович.
Родился он не живой, мать принесла его неживым
комочком в подоле. Отец с матерью как-то оживили его, быстро запрягли коня,
мать завернула его в тряпьё и шубу, и повезли за 12 километров в Митрофановку
крестить в церковь (в Ново – Николаевке церковь ещё была не достроена). Поп дал
ему имя Павел. Рос он слабым и хилым. Брат его старший помогал по хозяйству, а маленького Павла
оставляли водиться с младшими сестрёнками, когда родители уходили в поле и на
покос.
Однажды,
когда Павлуше было 4 года, отец посадил его на коня боронить поле, а сам ушёл
по своим делам. Он с коня упал и зацепился за гвоздь ладонью левой руки возле
большого пальца, ногами землю не достаёт, висит на гвозде и орёт на всю
деревню, орал до тех пор, пока отец не прибежал и не снял его с гвоздя.
В школу он
пошёл с 9 лет в 1928 году, так как был слаб здоровьем, учитель порекомендовал
перенести учёбу на год, а этот год
гулять больше на улице и на следующий год приходить в школу. В 1классе сначала
учились писать палочки и кружочки, потом печатные буквы и другие элементы
карандашом. Тетрадь была всего одна, поэтому писать учились на грифельной доске
грифелем. Павел Степанович вспоминает, что первым учителем у него был Огнев
Анатолий Ефимович. В школе Павел Степанович был физически слабым и робким
мальчишкой, и ребята посильнее где-нибудь прижмут в углу и надают тумаков.
Поэтому учитель всегда заступался за него. Однажды учитель прокатил маленького
Павла на своём велосипеде. Велосипед был тогда редкостью в деревне.
Все годы
учёбы до 5 класса он ходил с холщовой сумкой через плечо, а потом сделал себе
сундучок из дощечек и покрасил его.
В деревне в
доме Пьянкова Василия была лавка, иногда ему давали грош на лакомства. Однажды
ему дали пятак, чтобы он сходил в кино. Он с радостью бежал, держа пятачок в
рукавице, не добежав до дома, где ставилось кино, он упал, рукавица слетела, и
пятачок потерялся, было много слёз, когда он возвратился домой.
Павел Степанович вспоминает, как он
играл в детстве. В избе делали из бересты гусей, играли в бабки, а так же в
какие-нибудь чурочки. Зимой из санок составляли обозы, в снегу проделывали
дороги для обозов. В больших сугробах вырывали пещеры и ходы. Летом играли в
бабки, чижики, догонялки, ходили на поля, в лес за шишками. Он ловко лазил на
деревья и больше всех набирал шишек. Ловил руками рыбу, пропуская её через узкий
желоб.
Осенью 1934
года старшего брата Николая взяли в Армию. Он был заядлым гармонистом, «первым
парнем на деревне».
Мать вскоре
заболела. К этому времени отец уже умер.
Всё хозяйство легло на плечи Павла, тогда ещё
подростка: носил с реки на коромысле воду за 300 метров, возил и колол дрова,
сено, ухаживал за матерью и присматривал за пятилетней сестрёнкой. Летом
работал в колхозе, жил на полевом стане.
В 1935 году
в деревне появилось радио, а в 1936 году провели свет. Были доставлены
тракторы, образовалась МТС. Парни стали учиться на трактористов. В 1937 году
закончил он 7 классов. Ему доверили возить почту на лошади, из Ново-Николаевки
в Митрофановку.
В августе
1937 года Павел поехал в Томск поступать в железнодорожный техникум. Ехали на
пароходе трое суток. Друг завалил первый экзамен, а Павел не хотел с ним
расставаться и сдал документы на рабфак.
Его приняли, дали общежитие. Стипендия была 60 рублей. На каникулах
приезжал домой.
Осенью 1937
года вернулся из Армии Николай и женился. В августе 1939 года Павел сдал
экзамены и был принят в ТАУ (Томское артиллерийское училище).
В октябре
его отчислили из училища и призвали в Армию.
Службу
проходил недалеко от Маньчжурской границы. Он был определён в разведку. Жили в
землянках. Когда началась Великая
Отечественная война 338-ю дивизию, в которой служил Павел Степанович, погрузили
в Вагоны на ст. Борзя и отправили на фронт. 1 ноября высадили в г. Куйбышеве,
привели на стадион, расставили палатки, натаскали в них соломы. Так и спали. 7
ноября в центре города провели парад на машинах, посвящённый 24-й годовщине
Великого Октября. На стадионе был митинг, на котором выступали М.И. Калинин,
К.Е. Ворошилов, затем погрузили всех в вагоны и отправили на фронт. Так Павел
Степанович оказался на Волховском фронте.
« Я героических подвигов не совершал, был простым бойцом. Как и многие
тысячи советских людей, выполнял свой обычный воинский долг по защите Родины», - так
скромно рассказал о своем участии в боях Павел Степанович, считая, что защищать
свою землю – это долг каждого солдата, а он и был солдатом.
После возвращения домой Павлу
Степановичу предложили принять комсомольскую организацию в Ново-Николаевке. В
1942 году его пригласили в школу работать военруком. Этот учебный год начался с
10 октября. Весь сентябрь ученики с
учителями работали в колхозе: теребили лён, вручную его обмолачивали, копали картошку.
В 1950 году
он заочно закончил педучилище и начинает
работать учителем физкультуры, биологии, истории и географии в
Ново-Николаевской, Первопашенской, Филимоновской семилетних школах, Асиновского района.
В 1952 – 53
гг. работал заместителем директора по политчасти Митрофановской МТС.
С 1953 –
1960г.г. работал учителем истории, биологии, химии, физкультуры и труда в
Ивано-Богословской семилетней школе Асиновского района.
В 1959 г.
заочно окончил исторический факультет
Томского государственного университета.
В августе 1960 года
переехал с семьёй в Первомайский район, где был назначен преподавателем
биологии и истории в Комсомольскую среднюю школу.
В этой
должности проработал по июль 1977 г.
В 1973-75
гг. и в 1977-80 гг. избирался и работал председателем
Комсомольского поселкового Совета.
В 1981-1982
гг. работал инженером по гражданской
обороне в Комсомольском ЛПХ.
В 1982 г. Павел Степанович вышел на
пенсию.
За участие в Великой Отечественной
войне Павел Степанович награждён орденом Отечественной войны, медалями: «За
победу над Германией», «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945
гг.», юбилейными медалями, кроме этого медалью «Ветеран труда», почётными
грамотами.
Умер в возрасте 85 лет.