Рабочая программа ОБЖ 10-11 кл

Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы среднего общего образования учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
обеспечивают связь между требованиями ФГОС СОО, образовательной деятельностью и системой
оценки результатов освоения ООП СОО; являются содержательной и критериальной основой для
разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, рабочих программ внеурочной
деятельности, программы развития универсальных учебных действий, воспитания и
социализации, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной
образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
ООП СОО ориентирована на достижение заданных требованиями ФГОС СОО групп
результатов: личностных, предметных, метапредметных.
Планируемые личностные результаты
Личностные
результаты

Показатели

отношение к себе,
к
своему
здоровью,
к
познанию себя

–

отношение к Родине

–

отношение к закону,
государству и к
гражданскому
обществу

- гражданская позиция человека, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие,
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни.

отношение к
окружающему миру,
живой природе,
художественной
культуре

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии;

ориентация на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив;
–
инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную
жизнь
в
процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
–
готовность и способность к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
–
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни;
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации;

отношение к труду, к
сфере социальноэкономических

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда,
трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое

отношений

отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.

в сфере физического,
психологического,
социального и
академического
благополучия

– физическое, эмоционально-психологическое, социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметные
результаты
1.Регулятивные
универсальные
учебные действия

Выпускник научится
•
•

•
•

•

•
•
2. Познавательные
универсальные
учебные действия

•

•

•

•

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели
в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие
нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных
задач,
оптимизируя
материальные
и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
искать и находить обобщенные способы решения задач, в
том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;

3.Коммуникативные
универсальные
учебные действия

•

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;

•

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;

•

•

при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

•

координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

•

•

Одной из теоретических основ инновационной деятельности ресурсные ограничения МБОУ
Комсомольской СОШ является мыследеятельностная педагогика, определяющая в качестве
метапредметных результатов освоения основной образовательной
программы базовые способности личности (мышление, коммуникация, рефлексия, понимание,
организация деятельности). Выявление соответствия планируемых результатов по ФГОС (УУД) и
мыследеятельностной педагогике (способности) позволяет утверждать, что через развитие
базовых способностей учащихся способствует формированию универсальных учебных действий.
Планируемые предметные результаты освоения ООП СОО
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО представлены
результаты четырех видов: «Выпускник научится – базовый уровень», «Выпускник получит
возможность научиться – базовый уровень», «Выпускник научится – углубленный уровень»,
«Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень».
Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник научится» представляет
собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех
обучающихся, выбравших данный уровень обучения.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в
отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный
уровень обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на
оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность
научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит
предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно иным
уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее подготовленных
обучающихся.
Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного уровня
является их целевая направленность:
Цель базового уровня - ориентация на общую функциональную грамотность, получение
компетентностей для повседневной жизни и общего развития.
Цель углублённого уровня - ориентация на получение компетентностей для последующей
профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней
областях.

Планируемые предметные
результаты (на базовом и
углублённом уровне)
Результаты базового уровня

–

понимание
предмета,
ключевых
вопросов
и
основных
составляющих
элементов изучаемой предметной области, что
обеспечивается
не
за
счет
заучивания
определений и правил, а посредством
моделирования и постановки проблемных
вопросов культуры,
характерных для данной предметной области;
–
умение решать основные практические
задачи, характерные для использования
методов
и
инструментария данной
предметной области;
–
осознание рамок изучаемой предметной
области, ограниченности методов и инструментов,
типичных связей с некоторыми другими
областями знания.

Результаты углубленного уровня

–

овладение ключевыми понятиями и
закономерностями, на которых строится
данная предметная область, распознавание
соответствующих
им
признаков
и
взаимосвязей, способность демонстрировать
различные подходы к изучению
явлений, характерных для изучаемой
предметной области;
–
умение решать как некоторые
практические, так и основные
теоретические задачи, характерные для
использования
методов
и
инструментария данной предметной области;
– наличие представлений о данной
предметной области как целостной теории
(совокупности теорий), об основных связях с
иными смежными областями знаний.

Предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит
возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится»
на углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность
научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения
должна быть предоставлена каждому обучающемуся.
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на
уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих
правила и безопасность дорожного движения;
– использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного
движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
– объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при
управлении двухколесным транспортным средством;
– действовать согласно указанию на дорожных знаках;
– пользоваться официальными источниками для получения информации в области
безопасности дорожного движения;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода,
пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для
сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в
опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и
водителей транспортных средств);
– комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей
среды;
– использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды
для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

– оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
– распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
– описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
– определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в
зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
– опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие
человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае
необходимости;
– опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
– пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической
безопасности и охране окружающей среды;
– прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и
при ухудшении экологической обстановки;
– распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
– соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
-использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по
обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий
современными молодежными хобби;
– применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного
поведения во время занятий современными молодежными хобби;
– распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной
разметкой;
– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
асоциальное поведение на транспорте;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и
рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в
опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения
и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по
защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг,
оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
– приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального
характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы,
особенности и последствия;
– использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля;
– действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

– прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в
опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
– составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
– Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской
Федерации;
– объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
– оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
раскрывать
предназначение
общегосударственной
системы
противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму;
– объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской,
террористической деятельности и наркотизму;
– комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих
правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
– описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
– пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти,
осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации, для обеспечения личной безопасности;
– использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации
своих прав, определения ответственности;
– распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность; –
распознавать симптомы употребления наркотических средств;
– описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
– использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской
Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в
связи с экстремистской и террористической деятельностью;
– описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности; –
описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
– составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней
террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового
образа жизни;
– использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для
изучения и реализации своих прав;
– оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
– описывать факторы здорового образа жизни;
– объяснять преимущества здорового образа жизни;
– объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
– описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
– раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
– распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное
здоровье;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье,
здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания
первой помощи;
– использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи
для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
– отличать первую помощь от медицинской помощи;
– распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
– выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с
использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
– действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного
назначения;
– составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи
пострадавшему;
– комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере
санитарноэпидемиологическом благополучия населения;
– использовать основные
нормативные правовые
акты
в
сфере
санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав
и определения ответственности;
– оперировать понятием
«инфекционные
болезни»
для
определения
отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных
инфекционных заболеваний;
– классифицировать основные инфекционные болезни;
– определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения
инфекционных заболеваний;
– действовать в
порядке
и
по
правилам
поведения
в
случае
возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны
государства;
– характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
– описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
– приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих
негативное влияние на национальные интересы России;
– приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
– раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках
реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
– разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
– оперировать основными понятиями в области обороны государства;
– раскрывать основы и организацию обороны РФ;
– раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
– объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
– описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов в мирное и военное время;
– характеризовать историю создания ВС РФ;
– описывать структуру ВС РФ;
– характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
– распознавать символы ВС РФ;
– приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской
обязанности граждан и военной службы;
– использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и
обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время
увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
– оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной
службы;
-раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности
гражданина РФ;
– характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
– раскрывать организацию воинского учета;
– комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
– использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной
службы по призыву, контракту;
– описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной
гражданской службы;
– объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского
звания;
– различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
– описывать основание увольнения с военной службы;
– раскрывать предназначение запаса;
– объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
– раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
– объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
– Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
– использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
– оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
– выполнять строевые приемы и движение без оружия;
– выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
– выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
– приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
– описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
– выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
– описывать порядок хранения автомата;
– различать составляющие патрона;
– снаряжать магазин патронами;
– выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
– описывать явление выстрела и его практическое значение;
– объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и
убойного действия пули при поражении противника;
– объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
– выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
– объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
– выполнять изготовку к стрельбе;
– производить стрельбу;
– объяснять назначение и боевые свойства гранат;
– различать наступательные и оборонительные гранаты;
– описывать устройство ручных осколочных гранат;
– выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
– выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;

– объяснять предназначение современного общевойскового боя;
– характеризовать современный общевойсковой бой;
– описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их
оборудования;
– выполнять приемы «К бою», «Встать»;
– объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
– определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и
признакам местных предметов;
– передвигаться по азимутам;
– описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования
противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного
костюма (Л-1);
– применять средства индивидуальной защиты;
– действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик
(ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
– описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
– раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
– Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
– объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
– оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по
отношению к военно-профессиональной деятельности;
– характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и
военноучебных заведениях;
– использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военноучебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
– Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет
на нее.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
– Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
– Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и
модернизации ВС РФ;
– приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в
войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
– Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
– определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
– выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
– выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
– описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
– выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
– описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
– выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного
комплекта (ОЗК).

Военно-профессиональная деятельность
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военноучетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ
и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
– оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения
ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Содержание учебной программы 10 класс (34 часа)

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (14 часов)
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания (4 часа)
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические
основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медикобиологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности,
общества, государства (5 часов)
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз.
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера.
Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской
Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России
в чрезвычайных ситуациях (5часов)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях,
дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 часов)
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 часов)
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и
современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от
радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового
поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической
опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от
военных угроз (5 часов)
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав
Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба.
Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные
заболевания (5 часов)
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ
жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры

профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 часов)
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой
помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь:
сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах,
переломах.
Содержание учебной программы 11 класс (34 часа).

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 часов).
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания (4 часа)
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности
современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы
к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде
жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда
обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства
по обеспечению безопасности (5 часов)
Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной,
экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию
военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное
сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека (5 часов)
Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и
безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная
безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 часов).
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от
военных угроз (5 часов)
Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые
основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и
добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (5 часов)
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.
Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на
территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил
Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов)
Глава 6. Основы здорового образа жизни (5 часов)
Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура
питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные
привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях (5 часов)
Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при
поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических

ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая
помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими
веществами.
Виды деятельности обучающихся.
Работа с учебником;
Составление конспектов;
Выполнение рефератов;
Выполнение памяток;
Просмотр видео уроков и слайдов;
Ролевые игры;
Соревновательные игры;
Эстафеты;
Дистанционное обучение
Онлайн-уроки
Учебно-познавательная, включающая:
• изучение нового учебного материала на уроках;
• выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о
реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
Аналитическая, включающая:
• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями,
происходящими в окружающей среде;
• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных
возможностей.
Практическая, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и
привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование
современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной
системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения
Формы организации учебного процесса.
 Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом
творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
 Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
 Лекция с элементами беседы;
 Работа с документами;
 Дистанционное обучение;
Тематическое планирование
Тематическое планирование по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 10–11-х классов составлено с учетом рабочей программы
воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию целевых приоритетов
воспитания обучающихся СОО через изучение предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности».
В воспитании обучающихся юношеского возраста таким приоритетом является создание
благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления
социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с потребностью обучающихся в жизненном
самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед
ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.
На уроках ОБЖ обучающиеся могут приобрести:

опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
 опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
 опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения
и самореализации.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2021-2022 учебный год 10 кл
№
п/п

Тема раздела программы,
количество отводимых часов

Дата проведения
планируемая

I
I
1

2

3

4

II
5

6

7

8
9

III

Примечание

Фактическая

Основы безопасности личности, общества, государства
Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания
Культура безопасности
жизнедеятельности человека в
современной среде обитания.
Междисциплинарные основы
теории безопасности
жизнедеятельности
Экологические основы
безопасности
жизнедеятельности человека в
среде обитания.
Медико-биологические основы
безопасности
жизнедеятельности человека в
среде обитания.
Психологические основы
безопасности
жизнедеятельности человека в
среде обитания.
Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства
Права и обязанности
государства и граждан России
по обеспечению безопасности
жизнедеятельности.
Защита национальной
безопасности государства от
военных угроз.
Защита личности, общества
государства от угроз
социального характера.
Противодействие экстремизму.
Противодействие терроризму,
наркотизму в Российской
Федерации. Контроль знаний
(тестирование)
Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных

ситуациях
10

11

12

13

II
IV
14

15

16

17

18

19

V
20

21
22
23

Единая государственная
система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС).
Основные мероприятия РСЧС
и гражданской обороны по
защите населения и
территории в чрезвычайных
ситуациях.
Защита населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций природного
характера.
Защита населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций техногенного
характера.
Военная безопасность государства
Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Чрезвычайные ситуации на
инженерных сооружениях,
дорогах, транспорте.
Страхование.
Защита населения и
территорий от военной
опасности, оружия массового
поражения и современных
обычных средств поражения.
Защита населения и
территорий от радиационной
опасности.
Средства коллективной
защиты от оружия массового
поражения.
Защита населения и
территорий от биологической
и экологической опасности.
Средство индивидуальной
защиты органов дыхания и
кожи. Контроль знаний
(тестирование)
Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Вооружённые Силы
Российской Федерации:
организационные основы.
Состав Вооружённых Сил
Российской Федерации.
Воинская обязанность и
военная служба.
Правила и обязанности

военнослужащих.
24
Боевые традиции и ритуалы
Вооружённых Сил Российской
Федерации
III
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
VI Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
25
Медицинское обеспечение
индивидуального и
общественного здоровья.
26
Здоровый образ жизни и его
составляющие.
27
Инфекционные заболевания:
их особенности и меры
профилактики.
28
Факторы риска
неинфекционных заболеваний
и меры их профилактики.
29
Профилактика заболеваний
передаваемых половым путём.
VII
Оказание первой помощи при неотложных состояниях
30
Первая помощь при
неотложных состояниях: закон
и порядок.
31
Правила оказания первой
помощи при травмах.
Контроль Знаний
(тестирование)
32
Первая помощь при
кровотечениях, ранениях.
33
Первая помощь: сердечнолёгочная реанимация.
34
Первая помощь при ушибах,
растяжении связок, вывихах,
переломах. Контроль знаний
(тестирование)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2021-2022 учебный год 11 кл
№№
Тема раздела программ,
Тем количество отводимых часов

Дата проведения
По плану

I.
I
1

Примечание

Фактически

Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания
Проблемы формирования
культуры безопасности
личности, жизнедеятельности
человека в современной среде
обитания. Этические и
экологические критерии

2

3

4

II
5
6

7

8

9

III

10
11

12
13
14

II
IV
15
16

безопасности современной
науки и технологий.
Общенаучные
методологические критерии
безопасности современной
науки и технологий.
Основные подходы и
принципы обеспечения
безопасности объектов в среде
жизнедеятельности.
Основы управления
безопасностью в системе
«человек – среда обитания»
Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по
обеспечению безопасности
Обеспечения национальной
безопасности России.
Обеспечение социальной,
экономической и
государственной
безопасности.
Меры государства по
противодействию военным
угрозам, экстремизму,
терроризму.
Защита населения и
территорий в чрезвычайных
ситуациях. Поисковоспасательная служба МЧС
России.
Международное
сотрудничество России по
противодействию венным
угрозам, экстремизму,
терроризму.
Экстремальные ситуации и безопасность человека
Экстремальные ситуации
криминогенного характера.
Экстремизм, терроризм и
безопасность человека.
Наркотизм и безопасность
человека.
Дорожно-транспортная
безопасность.
Вынужденное автономное
существование в природных
условиях.
Военная безопасность государства
Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Основные задачи
Вооруженных Сил.
Правовые основы воинской

17
18

19

V
20

21

22

23
24
III
VI
25
26
27
28

29

VII
30
31
32

33
34

обязанности.
Правовые основы военной
службы.
Подготовка граждан к военной
службе: обязательная и
добровольная.
Требования воинской
деятельности к личности
военнослужащего.
Особенности военной службы в современной Российской армии
Особенности военной службы
по призыву и альтернативной
гражданской службы.
Военные гуманитарные
миссии России в «горячих
точках» мира.
Военные операции на
территории России: борьба с
терроризмом.
Военные учения Вооружённых
Сил Российской Федерации.
Боевая слава российских
воинов.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Демографическая ситуация в
России.
Культура здорового образа
жизни.
Культура питания.
Культура здорового образа
жизни и репродуктивное
здоровье.
Вредные привычки. Культура
движения.
Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Медико-психологическая
помощь.
Первая помощь при ранениях.
Первая помощь при
поражении радиацией,
отравляющими веществами,
при химических и
термических ожогах,
обморожении.
Первая помощь при дорожнотранспортном происшествии.
Первая помощь при остром
отравлении никотином,
алкоголем, лекарством, ядами,
наркотическими веществами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».